Новости

Лучше делать новости, чем рассказывать о них. © Уинстон Черчилль

Доступна ли для колясочника городская среда в Саратове?

Доступна ли для колясочника городская среда в Саратове?

Лужа, яма на тротуаре или просто высокая ступенька — иногда городская среда напоминает настоящую полосу препятствий. И если большинство может её преодолеть, то для маломобильных групп граждан справиться не представляется возможным. По доступности среды Саратов совсем не отличается от многих других

провинциальных городов: старые здания, на которые порой просто невозможноустановить пандусы, местами разбитый асфальт — непросто приходится пожилым людям и мамочкам с колясками. Что уж говорить о тех, кто вынужден передвигаться на инвалидной коляске. Как обстоит ситуация с доступной средой в областном центре? Какие изменения про­изошли в этом направлении за последние годы? На эти и другие вопросы корреспондент попытался ответить с помощью эксперта — члена организации «Ты не один», активиста ОНФ, инвалида-колясочника Константина Березина.
«Нормально сделать — нормально будет!»
Сразу отметим: тема доступности среды обсуждается на всех уровнях власти не первый год. В 2012 г. корреспондент уже проводил подобное исследование — тогда инф­оповодом стал скандальный случай: колясочника выгнали из кафе в Екатеринбурге. Вместе с инвалидом Дмитрием Митраковым мы прошлись по центру Саратова и обнаружили: далеко не везде инвалида встречают благодушно. Спустя четыре года решили повторить свой эксперимент, посетив новые районы и улицы.
Знакомьтесь: Константин Березин, 41 год, инвалид-колясочник. Впрочем, о том, что Константин передвигается на коляске, быстро забываешь, едва перекинувшись с ним парой слов. Весёлый, оптимистичный, активный мужчина, которому совсем не подходит привычное унылое слово «инвалид». Живёт Константин в новом микрорайоне в посёлке Солнечный. Мы договорились встретиться у подъезда, чтобы вместе отправиться на рейд.
Из подъезда Константин спускается сам — благо пандусы сейчас есть у каждого подъезда в новостройках. А ещё четыре года назад Дмитрий Митраков рассказывал, как долго добивался пристройки пандуса к своему подъезду в центре города. Казалось бы, банальная проблема, как колясочнику выйти из дома, решена. Но это только на первый взгляд.
— Когда наш дом строился, я лично подошёл к строителям и попросил: ребята, сделайте, пожалуйста, хорошо. И знаете — пандус получился отличный, я сам спокойно могу выйти из дома и отправиться по делам. А недавно в соседний с моим подъезд переехала моя мама. Там тоже есть пандус, но вот воспользоваться им я не могу — он неудобный, да подъездная дверь немного «приподнята», то есть самостоятельно войти в неё у меня не получается, — рассказывает Константин.
Выходит, строители отнеслись с ответственностью, лишь когда инвалид сам попросил их выполнить работу как можно лучше. А в остальных случаях пандус лишь формальность, которая ничем не поможет колясочнику.
Движемся дальше, следующая точка — автобусная остановка в посёлке Солнечный. И сразу бросается в глаза огромная ступенька тротуара — преодолеть её самостоятельно колясочник не сумеет. Впрочем, подъезд к остановке ещё полбеды. Настоящая беда для колясочника — проникнуть внутрь общественного транспорта. В этом в ходе нашего прошлого рейда уверял Дмитрий Митраков.— Многие автобусные остановки по-прежнему недоступны для инвалидов, но работа в этом направлении ведётся, — говорит о ситуации в настоящем времени Константин Березин. — Этим летом мы при поддержке ОНФ проводили масштабную проверку. На маршрутах курсируют автобусы и троллейбусы со специальными откидными аппарелями. Конечно, и здесь не всё идеально — на двух автобусах аппарели были сломаны. Зато там, где они были в рабочем состоянии, водитель лично выходил, помогал забраться внутрь.
Получается, если ещё несколько лет назад единственным возможным вариантом передвижения для инвалида был автомобиль, то сегодня колясочник не без труда, но всё же может воспользоваться услугами общественного транспорта.
«Ищите себе другое место»
Далее мы с Константином отправляемся в центр города. Сначала инспектируем торговый центр «Триумф»: удобные лифты, специальные эскалаторы, туалеты, оборудованные для инвалидов. Здесь у нас нареканий нет. Едем на проспект Кирова — уж там наверняка будут недочёты. — Этим летом мы с компанией друзей ездили на прогулку. И возникли проблемы — дело в том, что на Кирова не везде ровная плитка, а дренажные системы сложно объехать. К тому же на пересечениях с другими улицами нет удобных съездов, — поделился Константин.
Опасения Константина подтвердились, впрочем, лишь частично. Оказывается, на улицах, пересекающих проспект Кирова, положили новое дорожное покрытие. Таким образом, проезжая часть «приподнялась» и ступеньки на съездах Константин преодолел с лёгкостью.
Что ж, проверим, как нас встретят сотрудники кафе — в 2012 г. большинство заведений не были оборудованы для инвалидов. Рестораны находятся в помещениях, куда ведут крутые ступеньки. Но, может быть, сотрудники не откажутся нам помочь?
В первом же кафе администратор соглашается внести коляску с Константином на руках. Но лестница такая узкая, что нам не подняться. Идём дальше.
— Помочь вам у нас некому, — резко отвечают на нашу просьбу в кафе «Буратино» на проспекте. Здесь хотя и нет лестницы, зато довольно крутая ступенька. — Наш персонал, девушки, на улицу не пойдут, так что лучше вам подыскать другое место для отдыха.
Администратор явно хочет от нас поскорее отделаться — инвалид, видимо, не представляется ей выгодным клиентом. Складывается впечатление, что все эти ступеньки и лестницы специально созданы для того, чтобы недопускать в рестораны «неугодную» публику.
Радостно нас встретили лишь в небольшой хлебопекарне. Это место мы выбрали из-за широких раздвижных автоматических дверей и удобного входа. Здесь нам улыбались искренне и угостили очень вкусным кофе.
Кроме пандусов нужна… отзывчивость
Последняя точка, которую мы, подкрепившись, отправляемся инспектировать, — улица Волжская, которая совсем недавно стала пешеходной. Ещё четыре года назад мы ходили здесь с Дмитрием Митраковым. И без проблем тогда не обошлось: крутые съезды, ямы на тротуарах, припаркованные автомобили, из-за которых съезд был невозможен — Дмитрий тогда не справился без посторонней помощи. Сегодня Волжская преобразилась, и это Константин заметил сразу.
— Меня, как колясочника, изменения порадовали. Хочется отметить плитку — она шероховатая, на ней не сколь­зишь, передвижение стало безопасным. И конечно, покрытие очень ровное — ни одной ямы или ступеньки. Съезды на соседние улицы тоже имеются, — отметил Константин.
Завершая нашу прогулку, мы с Березиным подводим итоги: положительные изменения в городе налицо. И всё же жителям пока не хватает главного — участливого отношения к инвалидам.
— Можно построить очень много пандусов, но сделаны они будут неправильно. Или устроить удобные лифты в кафе, где персонал просто не рад колясочнику. Поэтому, я уверен, главную работу нужно проводить с людьми, учить их быть внимательными и отзывчивыми. Мы проводим подобные акции в школах, организовываем встречи с детьми, но нам всё же хотелось бы больше взаимодействия с властями города. Я думаю, если каждый человек — строитель, прораб, чиновник, простой прохожий — проявит больше терпимости и участия, то лишь в этом случае городская среда станет для инвалида по-настоящему доступной.

 

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова

Главная улица Саратова